Чтение с мамой

Любовь, интерес и потребность к чтению закладываются в человеке еще на первых порах его жизни. Самыми главными учителями для него являются родители. Это они учили его ходить и говорить, они читают ему теперь первые книжки. Именно чтение с мамой приучает малыша к тому, что книга становится частью его самого, его жизненной составляющей. Он начинает понимать, что читать не просто полезно, но еще и интересно.

Виды чтения с мамой

Хотя в процессе чтения непосредственно задействованы одни и те же личности – малыш и один из родителей, чаще мама, но сам процесс может иметь различия. Семейное чтение может быть представлено в нескольких видах:

  • Опосредованное чтение. В роли чтеца тут выступает взрослый, ребенку отводится роль слушателя. Быть чтецом довольно непросто. Ведь тут важно не просто механически прочесть текст, но и выступить в роли актера, передать голосом характеры героев, свое отношение к ним. Некоторые взрослые на себе могли заметить, что после пары минут чтения одолевает зевота и клонит на сон. Но этого не произойдет, если читать с желанием и интересом. Чтобы чтение было в радость, важно позитивное настроение как взрослого, так и ребенка. Взрослому всегда нужно быть готовым отвечать на возникающие по ходу вопросы и замечания малыша. Не надо забывать, что чтение – живой, жизненный процесс, и если при этом оборвать ребенка словами: «Сначала дослушай до конца», то можно причинить ими малышу немалую душевную травму.
  • Чтение-сотворчество. Здесь ребенок и взрослый выступают на равных. Роль чтеца все также принадлежит взрослому. А вот ребенок может быть слушателем, рассказчиком или даже критиком. При этом нужно стремиться научить кроху подмечать положительные и отрицательные стороны героев. Высказанное вслух отношение к каждому из них поможет ребенку скорее разобраться, откуда у него возникло такое отношение и чем оно вызвано. Результатом таких бесед станет не только развитие устной речи крохи, но и формирование интереса к чтению, а также закладывание основ его мировоззрения.
  • Самостоятельное чтение. Этот вид для малыша является самым сложным. Он может легко запомнить буквы, но соединение их в слоги при этом может стать для него серьезной проблемой. Чтобы у ребенка при этом не пропал интерес к чтению, стоит использовать в процессе игровые моменты. Для этого можно написать на карточках простые и понятные для ребенка слова-подражания издаваемым животными звукам: мяу, гав, ква, хрю. Потом спросить у малыша, к примеру, как лает собачка. И после того, как он произнесет: «гав», показать поочередно названные ним звуки, еще раз повторив их вслух. Это поможет малышу быстрее постигнуть секрет слияния букв в слоги. А однажды поняв это, он быстро перенесет приобретенные навыки и на другие слова.

Не стоит забывать, что время, проведенное в кругу самых родных людей за одним из самых приятных занятий – чтением – приносит ребенку душевное удовлетворение и покой, чувство единения с родителями и массу позитивных эмоций. Это моменты зачастую запоминаются на всю жизнь.